Меню Поиск

26 декабря 2023Главная новость

Подписано концессионное соглашение о строительстве аэропортового комплекса в Салехарде Подписано концессионное соглашение о строительстве аэропортового комплекса в Салехарде

ООО «НОВАПОРТ-Проект» стал победителем в конкурсе на строительство аэропортового комплекса в городе Салехард, которое будет осуществляться по схеме государственно-частного партнерства. Сумма инвестиций за весь период реализации концессии компании «Новапорт-Проект» составит порядка 19,1 млрд рублей.

27 марта 2017 Аэропорт Мурманск

«Барнео-2017»: экспедиция к макушке Земли стартовала

В 16 раз в аэропорту «Мурманск» приземлился тяжелый военно-транспортный самолет Ил-76, доставивший спецрейсом из Москвы на Кольский полуостров арктическую экспедицию «Барнео-2017», которая ежегодно проводится под эгидой Русского географического общества экспедиционным центром «Полюс» Ассоциации полярников России. В главной воздушной гавани Заполярья борт остался дожидаться благоприятной погоды для вылета на Северный полюс. Именно там, в царстве вечных льдов, полярники вновь откроют научный дрейфующий лагерь «Барнео», который проработает порядка полутора месяцев. 
- Наша основанная задача – строительство взлетно-посадочной полосы и развертывание лагеря в приполюсной зоне. С собой мы привезли все необходимое, чтобы справиться с ней, в том числе и два трактора, подготовленных для десантирования, и платформы для бочек с топливом. Пустые емкости для керосина и солярки в Мурманск доставили отдельно. И, разумеется, у нас есть запас продуктов на месяц. Здесь мы докупили лишь скоропортящиеся, - вводит в курс дела Дмитрий Глаголев, руководитель департамента авиационных и десантных работ экспедиционного центра Русского географического общества. 
Суровый закон Севера «Собираешься на день – бери с собой на три, собираешься на три – бери на неделю, собираешься на неделю – бери на месяц!» члены арктической экспедиции «Барнео» чтят свято. И он их за 16 лет ни разу не подводил. Взять хотя бы прошлый год, когда им пришлось построить четыре взлетно-посадочных полосы, а открытие дрейфующего ледового лагеря и их возвращение домой отложить на месяц. Вот запасы и пригодились.
 
10 суток на стройку 
Север не терпит непрофессионализма. Поэтому Дмитрий Глаголев и его подчиненные продумывают все до мелочей, чтобы быть готовыми к любой ситуации. Собственно говоря, за долгие годы работы станции «Барнео» все технологические процессы отработаны, но, погода не устает вносить свои коррективы. 
Ил-76 с первой десантной группой и бочками с керосином на борту занимает готовность в аэропорту «Мурманск». Два вертолета Ми-8 ждут принятия решения о начале экспедиции на острове Средний архипелага Северная Земля. Как только погода в приполюсной зоне позволяет, винтокрылые машины поднимаются в небо, доходят до 87 параллели и останавливаются в точке с условным позывным «Жалюзи-1». Долететь до района, где будет разбита станция, им не хватает топлива. В след за вертолетами в воздух поднимается и тяжелый транспортный самолет из главной воздушной гавани Заполярья. По дороге к Северному полюсу он сбрасывает бочки с топливом вертолетам и продолжает полет дальше к заветной цели.
 - Прибыв в район поиска, мы визуально ищем подходящую по размерам для десантирования груза льдину и высаживаемся на нее. Эта точка получает позывной «Жалюзи-2». Такое название выбрано не случайно: девять человек-первопроходцев задержатся здесь ненадолго – до тех пор, пока не прилетят вертолеты и не будет найдена другая льдина, подходящая для строительства взлетно-посадочной полосы и организации станции. Она-то и получает позывной «Барнео», - рассказывает Дмитрий Анатольевич.
На место будущего дрейфующего ледового лагеря второй раз прилетает Ил-76, доставляя полярникам тракторы, топливо для них и подкрепление еще из девяти человек. И тут начинается, наверное, самая трудоемкая работа – стройка взлетно-посадочной полосы, которая в длину должна быть 1200 метров, а в ширину больше 40 метров. Если льдина, на которой уже через несколько дней развернется арктическая экспедиция, старая – на ней много снега, тракторам приходится его убирать, чтобы можно было осмотреть поверхность льда и при необходимости зачистить ее: вручную срубить выступы и залить водой неровности. И только потом платформой из-под трактора распределяется снежная подушка толщиной 10-12 см. После этого должно пройти 10-12 часов и полоса будет готова принять первый технический рейс Ан-24 с передовой группой лагеря. В теории звучит все гладко, а вот на практике Север преподносит людям сюрпризы. 
- Год на год, конечно, не приходится. Один раз нашли готовое ледовое блюдце, так пришлось на него снег натаскивать, чтобы сделать подушку. А в другой раз нам попалась старая льдина. На ней было столько снега, что взлетно-посадочную полосу мы строили десять дней. В сутки два трактора расчищали только сто метров будущей полосы, - вспоминает Дмитрий Глаголев. И тут же оговаривается: Для такой работы нужна морально-волевая закалка. Люди, отправляющиеся в экспедицию, знают, на что они идут и готовы материально, морально и физически. 

Мишки в палатке
 А вот относиться к экспедиции как подвигу нельзя, по словам Дмитрия Анатольевича. На «Барнео» возможность проявить геройство – следствие непродуманности, значит, что-то в организации лагеря было упущено. Но, конечно, без форс-мажорных ситуаций не обходится. Так, например, члены экспедиции не застрахованы от встречи с белыми медведями, хотя станция находится вне зоны обитания этих хищников. В это время года самки возвращаются вместе со своими малышами из Канады. Правда, хищницы заботятся о своем потомстве и люди их мало интересуют, не то, что их припасы.
 - Конечно, хоть такие встречи и не желательны, не всегда получается их избежать. Однажды белые медведи нагрянули в гости в момент десантирования груза. Ребята все ушли из палатки, чтобы принять платформы. Животные могли все разворошить и сломать. Пришлось делать два дела одновременно. В итоге поймали и отогнали самого смелого и шустрого медвежонка, - приводит пример руководитель департамента авиационных и десантных работ экспедиционного центра Русского географического общества.

 Купель посреди океана 
К слову, побывать на Северном полюсе и на себе испытать, каково это быть полярником может каждый. В экспедицию принимают всех желающих, имеющих за плечами ни один прыжок с парашютом. Правда, отправиться на «Барнео» получится не сразу. 
- Там на льдине мы должны быть уверены в друг друге на 100%, коллектив должен быть сплоченным, как бы высокопарно это не звучало. Поэтому прежде чем новичок отправится с нами в экспедицию, ему придется пройти отработанную годами систему отбора. Сначала пару лет поработать вместе с командой на подготовке грузов, парашютов и т.д., в том числе и здесь, в Мурманске. В первую очередь, мы обращаем внимание на морально-волевые качества и как человек трудится. Если кандидат в полярники, влился в коллектив, не боится никакой работы и проявляет разумную инициативу, мы решаем взять его на лед, - объясняет Дмитрий Глаголев.
 Правда, десантироваться на «Барнео» новичок будет лишь в третьей группе. Это своего показатель, что он прошел первый этап отбора. Царство вечных льдов проверяет человека на прочность, а заодно и показывает его истинное лицо. 
- Есть у нас и еще одна традиция – кто на Крещение не окунается, в постоянный состав группы не входит. Дело в том, что в экспедиции мы устраиваем себе банные дни и купаемся в Северо-ледовитом океане. Бензопилой вырезаем в льдине ванну, сверлим отверстие, из которого поднимается вода. И вот готовая купель, - улыбается Дмитрий Анатольевич. 
Кстати, так сложилось, что коллектив экспедиции исключительно мужской. И дело не в дискриминации. Просто работа на Северном полюсе тяжелая физически, да и условия проживания далеки от комфортных. Так что среди прекрасного пола желающих отправиться к макушке Земли за все эти года не нашлось. 
*** Итак, в этом году арктическая экспедиция «Барнео-2017» стартовла из Мурманска 24 марта. Если прогнозы метеорологов по ледовой обстановке и погоде на Северном полюсе сбудутся, то уже через неделю дрейфующий ледовый лагерь официально откроют, а десантники-первопроходцы вернутся домой.
Эта новость на сайте аэропорта: http://airport-murmansk.ru/mediacenter/news/183564/

Архив новостей