Реконструкция взлетно-посадочной полосы и ограничения на приём/отправку воздушных судов
На время работ по реконструкции взлётно-посадочной полосы (ВПП) снята посадочная категория аэродрома – сертифицированный курс инструментального захода на посадку, который позволяет воздушным судам производить посадку в сложных метеоусловиях.
Безопасному выполнению полетов могут препятствовать целый ряд метеорологических явлений. Самая частая причина приостановки работы аэропорта и задержки рейсов – это ограниченная видимость.
Видимость - степень различимости удаленных предметов или огней. Она является одним из важных для авиации метеорологических элементов. Ограничить, снизить видимость могут такие метеоявления, как туман, дождь, снег, пыль, дым. Для совершения посадки воздушного судна неважно из-за чего ограничена видимость. Основным параметром, определяющим возможность выполнения посадки, является дальность видимости на ВПП. Вторым параметром для посадки является высота принятия решения.
Существует определенный критерий, называемый метеорологический минимум, по которому применяются минимумы для взлета и посадки в отношении скорости и направления ветра, видимости, нижней границы облачности, состояния ВПП.
Существует три вида минимумов:
Минимум аэродрома. Это минимум, установленный в данном аэропорту для каждой конкретной взлетно-посадочной полосы. Он зависит от установленного на аэродроме наземного радио-навигационного, свето-технического оборудования и окружающей аэропорт местности (рельефа и искусственных препятствий).
Минимум воздушного судна. Это минимум, установленный производителем самолета, то есть перечень допустимых метеоусловий, при которых производитель гарантирует безопасную эксплуатацию самолета.
Минимум экипажа. Это персональный допуск каждого пилота к выполнению полета в определенных метеоусловиях. Минимумы пилотов достигаются прохождением специальной программы тренировок и подтверждаются летными проверками.
В России вместо термина «метеоминимум» используется термин «эксплуатационный минимум» аэродрома. Отличие от метеоминимума в том, что элементом эксплуатационного минимума вместо высоты нижней границы облаков является высота принятия решения или минимальная высота снижения.
Существует три категории минимумов по классификации ICAO (Международной организации гражданской авиации):
- I категория - 60x550м
- II категория - 30х350м
- III категория - 15х200м и еще три дополнительных к этой категории:
- IIIA - 15x200м
- IIIB - 0x200м
- IIIC - 0x0м
Основное правило применения метеорологических минимумов состоит в том, что применяется максимальный минимум из трех: самолета, аэропорта и экипажа. Приведем пример. Если командир воздушного судна и второй пилот допущены к выполнению посадок по категории III, самолёт сертифицирован по категории IIIВ, а аэропорт обеспечивает приём и отправку воздушных судов лишь по категории I, то воздушное судно не может произвести посадку при условиях погоды ниже чем 60 метров высоты принятия решения и видимости менее 550 метров или метеорологической дальности видимости не менее 800 метров. Таким образом, применяется максимальный минимум, в данном случае, аэропорта.
Аэропорт Калининград (Храброво) до начала проведения реконструкции ВПП имел I категорию ICAO. Это значит, что допускалась посадка при дальности видимости на ВПП не менее 550 метров (или метеорологической дальности видимости не менее 800 метров) и высоте принятия решения не менее 60 метров.
На сегодняшний день посадочная категория I с аэродрома снята. Таким образом, изменились параметры метеоминимума для аэродрома. Теперь допускается посадка при дальности видимости на ВПП не менее 1200 метров и минимальной высоте снижения не менее 120 метров.
Сфера ответственности АО «Аэропорт «Храброво» – это техническая подготовленность летного поля, поддержание в соответствующем состоянии ВПП для возможности совершения взлета и посадки воздушных судов.
Для обеспечения регулярности и бесперебойности рейсов в аэропорту созданы запасы авиационного топлива, антигололёдных реагентов, противообледенительной жидкости, в достаточном количестве задействована необходимая специальная техника.
При неблагоприятных метеоусловиях, если аэродром технически готов к приему и отправке воздушных судов, данная информация доводится до эксплуатанта (авиакомпании), командира воздушного судна, который и принимает решение о возможности вылета и посадки воздушного судна.
Информирование пассажиров
Согласно Федеральным авиационным правилам "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 24.11.2016), регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов. Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.
Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу: аэропорт отправления; аэропорт назначения; аэропорт(ы), расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна; код перевозчика; номер рейса; дни недели выполнения рейса; время отправления (местное); время прибытия (местное); период выполнения рейса; тип(ы) воздушного судна. Расписание движения воздушных судов может содержать другую информацию.
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности.
В случае задержки, отмены или переноса рейсов пассажирам, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, необходимо в первую очередь обращаться в представительство авиакомпании-перевозчика.
Аэропорт также обязан предоставлять пассажирам услуги по информированию, предоставлять визуальную и звуковую информацию о выполнении рейсов. Визуальная информация предоставляется в аэровокзале на видном месте, на экранах табло и содержит сведения о времени вылета, прилета воздушных судов, длительности и задержки выполняемых рейсов или их отмены. Звуковая информация передается в аэровокзале по внутренней радиотрансляционной сети. Информация о рейсах размещается на официальном сайте аэропорта и на официальных страницах в социальных сетях. Также информацию о рейсах можно получить в справочной аэропорта по телефонам: +7(4012) 300-300.
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время; доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организация хранения багажа. Данные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.